Поиск
Меню сайта
История бригады
Фотоальбомы
Категории раздела
История 278-ой бригады [8]
Воспоминания сослуживцев [17]
Статьи об Афгане [2]
Художественная литература [8]
Стихи о войне [13]
Авторский раздел Ловерова И.А. [4]
Пресса о наших однополчанах [19]
Наши друзья

Главная » Статьи » Воспоминания сослуживцев

Одынец Виктор "Афганская война — история одной ошибки"

 

 

 

 

 

Афганистан. 28 апреля 1984 года

Давно собирался описать этот день, да руки всё не доходили...

 



Служил я в дорожно-комендантской бригаде и происходило это не где-нибудь, а в солнечном и жарком Афганистане. Недавно попал на БТР стрелком, а водителем со мной тогда катался Толян. Спасибо «одноклассникам» нашлись недавно, буквально годик тому назад.



Толик живет теперь в Москве, а сам он с Украины. Заматерел, а тогда худой был и жилистый. БТР наш стоял на ремонте в парке, точно не помню, по-моему распредвал полетел на одном из двигателей. Ну, значит ремонтировались мы неспешно, особенно днём, когда жара стояла, старались особо не перенапрягаться, в общем в середине того дня мы взяли себе перекур. Ну, как перекур, пошли к пацанам курнуть в вагончик ремонтный на базе ЗИЛа. Не помню, как-то он назывался, то ли «цмр», то ли «амр».




Тут надо отметить, что шмаль там, в афгане была не такая, как здесь, совсем другая, я пока в союз не вернулся, даже и не знал, что бывает трава, там-то был только пластилин. Да какой!



Короче, дунули, посидели, потрындели… чувствую, надо прилечь, отдохнуть. Да и перекусить-попить неплохо бы…



Начал выбираться из будки. Какая же она мне высокая показалась, прям как альпинист с Гималаев кое-как спустился в долину, на землю то есть и побрел в направлении нашей машины. Я ж точно помню, что сгущенка и печеньки там должны быть. Как раз незадолго до этого Толян, будучи на выезде без меня,  умудрился где-то стырить сей ценный продукт по ящику того и другого.



Теперь маленькое отступление. В это время шла подготовка к очередной крупной войсковой операции. Операция должна была проходить километров в двадцати от нас, выше по ущелью. Скапливались войска, техника. Возле нас, прямо за забором автопарка стояла бронетехника, разведка, сапёры с овчарками своими, короче куча народу. Периодически в небе пролетали всякие самолёты, разведывали чего там, что ли?



Иду я, иду, жарко, ноги еле двигаю... Тут как ДАСТ! Вся пыль вокруг вверх, свист, грохот, взрывы. Земля дрожит! После этого понятно мне стало, почему так бомбёжек боялись в войну. Сложно описать словами, но очень страшно. Всё, буквально, всё подпрыгнуло вокруг и грохот сильнейший, на грани предела переносимости слуха, а ещё свист осколков…  Не успел я и глазом моргнуть, как оказался внутри БТРа и осознал себя, лихорадочно задраивающим передние люки. Мысль промелькнула: «откуда у душманов самолёты? Или это американцы охренели? Потом думаю, надо пулемёт разворачивать и мочить. Суетливо нащупываю кнопки выключателя «массы», разворачиваюсь в сторону пулемёта, а в кресле уже Толик сидит, крутит ручки, пытаясь прицелиться. Куда там!



Угол подъёма стволов в стандартном на то время БТРе был всего 27 градусов от горизонтали, уж точно меньше, чем угол пике у самолёта, да и не зенитный калибр.



И вот сижу я в кресле водителя, слышу взрывы, стук осколков и понимаю, прямо явственно так понимаю, что последние это минуты жизни моей молодой. Сейчас, конечно, воспоминания сглажены, а тогда было страшненько.



Потом выяснилось, что отбомбились две пары СУ-17, бомбы были противопехотные, и прошли эти две пары по бокам нашей части, нанеся удар по войскам снаружи части, да по местному населению. Пытался я найти очевидцев этих событий или упоминания в прессе, всё без толку. Когда Интернетом обзавёлся, уже году так в 2006-м нашел-таки очевидца. Причём очевидца, так сказать, с другой стороны. Пилот одного из самолётов описал события со своей точки зрения (опубликовано ниже — примечание редактора).

 

Списавшись с сослуживцем, уточнил потери.


132 раненых, 8 трупов (включая двоих местных). Медсанчасть была буквально залита кровью. Мы с Толяном, когда из БТРа вылезли, увидели прямо метрах в пяти от нас, за заграждением автопарка парня без ноги. Его товарищи уносили раненого на носилках, а один боец зачем-то ногу ему на носилки пытался положить. Овчарка скулила, запутавшаяся в заграждении. Долго мы потом в себя приходили. При звуках самолета или вертолёта непроизвольно хотелось спрятаться. Как нам потом рассказали, ошибочка вкралась в целеуказание.



Небольшая такая, но роковая, блять, ошибочка.




Вот такое приключение… а после этого дня мы при свете солнца больше не укуривались, стрёмно как-то было. 




 
Песня посвящённая этому событию написана  очевидцем Владимиром Сусловым 177 Артдивизион










 

 

 

Населенный пункт на букву «М»

Быль о вреде политической шумихи и особой краткости при постановке задач



 

Весна 1984 года в Афганистане ознаменовалась началом очередной Панджшерской операции. Это был самый активный период нашей «интернациональной помощи». Операция готовилась по всем правилам военного искусства. Замыслом предусматривалось, одновременно с вводом основной группировки с юга, проведение десантной операции в середине ущелья. Высадке десанта должна предшествовать массированная авиационная подготовка высадки. Для этого последовательно задействовались с Союза группы Су-24 и Су-17, работающие с аэродрома Кокайды. Су-17, Су-25 и МиГ-21 с Баграма завершали обработку, Ми-24 должны обеспечивать подавление средств ПВО при высадке и дальнейшую поддержку десанта. С воздуха на Ан-26РТ всем процессом руководил лично командующий ВВС 40А под бдительным оком командования ТуркВО и представителей ставки. Подготовка к операции происходила по правилам военно-мирного времени. Тут и постановка задачи с читкой боевого приказа, после которой ощущаешь себя полным идиотом, и даже контроль готовности с каверзными вопросами и заранее распределенными ролями отвечающих.



Политработники тоже не дремали. В Баграме была организована разъяснительная работа о возрастающей роли партии, коварстве империализма, лично Ахмад-Шаха. Утром весь не участвующий состав согнали на митинг, знамена правда, не выносили – остались на Родине. Представляю уровень подобной шумихи в Союзе, где и бумагой лучше и политический штат ого-го!



Наступает время «Ч». Мы, на МиГ-21, в середине построения. В установленное время взлетаем, переходим на канал операции. Обгоняем группы вертушек, спешащих к району высадки. По времени выходим к цели, ущелье в дыму от предыдущих ударов, «101» – командующий на Ан-26РТ разрешает работу, Зарядка РБК, с высоты рассеиваем АО-1 на склонах. Подходят группы Ми-24. Слышу запрос от Ми-8, начинается высадка, особого противодействия с земли, судя по спокойному радиообмену, нет. Вдруг в эфир врывается бодрый запрос:

- 401 подхожу группой, разрешите подход и работу.



Ничего себе, Су-17 с Союза подлетели, при недельной подготовке к вылету умудрились опоздать на 20 минут! Здорово, видно, задолбали там народ. За писаниной в тетрадях, хождением «пеший по-летному», контролями, митингами и т. п. забыли, что надо еще и взлетать! Какой удар, десант уже на земле!



101 быстро реагирует:

- 401, работу запрещаю!

- А бомбы куда?



В эфире минутная пауза. Бомбы можно просто выкинуть в горы, но это, для начала операции, после всех митингов, как-то не по-боевому!

- 401, вам запасная цель, 20 километров западнее, населенный пункт на букву «М».



Вот это целеуказание!



Пауза, и не очень уверенный, куда деваться, ответ:

- 401 понял.



Смотрю на карту — в долине, западнее 20 км района высадки, только один кишлак на букву М — Ману. Не знаю, чем он там насолил. Верхам виднее, видно какая-то информация была. Появляется правда сомнение, что в полете, который не удался еще до взлета, пункт на указанную букву «сухие» смогут найти.


 

 

Афганистан. Полет в предгорьях.

Вид из задней кабины МиГ-21УМ.



 

Вопрос с перенацеливанием в воздухе был вообще-то сложным. Новую цель в воздухе в ПРНК не введешь. Бомбометание в горах производилось в основном в ручном режиме (а на МиГ-21 другого вообще не было). Кроме немаловажного момента нахождения цели, необходимо обязательно знать ее точную высоту, определяя все это по картам 1:200 000 или 1:100 000 Умудренные опытом командиры ударных групп, особенно при действиях по вызову, возили с собой рулоны карт (есть одна история и про это). Воспользоваться двухметровой склейкой карты в тесной одноместной кабине тоже представляло определенную сложность.



Сомнения оказались обоснованными.

- 101, я 401, вышел в район цели

- 401, разрешаю работу.

- 401, на боевом, … сброс.



Минута тишины, видно ведомый не спешит, смотрит, где разрывы. Вдруг в эфир врывается истошный крик:

- Я 245, на земле, нас «стрижи» бомбят, … над Чаугани?



Помню без карты, Чаугани - населенный пункт на повороте дороги на Саланг, там наш мотострелковый батальон, от цели будет километров 60-70.



В эфире генеральский рев:

- 101, кто, мать вашу, над Чаугани?



Молчание.

- 401, место?

- 401 над пунктом на букву М., пара на боевом, подходит второе звено!



Вопль с земли:

- Еще один сбросил!



Рычание 101-го:

- Сам ты блин на букву М.! Всем в районе запрещаю работу! 401, чтоб больше тебя здесь не видел, к х…ям на точку, разгрузиться над горами!

- Понял. Группе 401 прекратить работу, на точку.

- 245, я 101, как там у вас, доложи обстановку!

- 101, двое «стрижей» по нас отработали.

- Потери есть?

- Выясняем!

- 401 отошел с курсом 355, разрешите на шестой.

- Мыы, … аю!



Можно понять затурканных личным составом, подготовками, контролями и митингами командиров-летчиков, которые в первом в году боевом вылете опоздали со взлетом на 20 минут. Получив мудрое перенацеливание, они отсчитали на восток 20 км, потом еще 20 и 20, нашли среди других мелких кишлаков крупный населенный пункт на букву М. - Чаугани. Казармы, военный городок с укреплениями представился вполне естественной целью.



Пехоту спасли наличие в составе авиационного наводчика с работающей радиостанцией, видно от скуки прослушивал частоту операции, а так же не очень эффективные боеприпасы атакующих – старые (еще черные) РВК-250 АО 2,5.



Не знаю, чем для Су-17 далее закончилась эта история, в связи с отсутствием безвозвратных потерь у пехоты, отделались, очевидно, малой кровью. Хотя без строгого партийного реагирования уж точно не обошлось (невнимательно изучил народ, что мыслили основоположники по теме).



Вопрос же соотношения полетов и командно-штабных забот представляет особую тему и требует отдельных повествований.



Автор: Ветеран 927 иап


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Воспоминания сослуживцев | Добавил: Djabal1367 (22.01.2013)
Просмотров: 1495 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Помянем, третим...
салам, шурави...
Четверг
21.09.2017



Логин:
Пароль:
мини-чат
Почта@278-odkbr.ru
Логин:
Пароль:

(что это)
онлайн плеер
Кто в строю

В строю: 1
Залётных: 1
Пользователей: 0
Verification: 4675b3c0b23e6b08